вторник, 22 марта 2016 г.


В апреле 2015 года Государственная дума приняла в первом рассмотрении созданный Минюстом закон, благодаря которому российские суды сумеют интенсивнее потребить в своей работе информационные технологии. Комитет по закону 21 марта советовал его к разбирательству во втором рассмотрении с 29 правками.
Предложенные проектом коррективы в УПК РФ, АПК РФ, КАС РФ и ГПК РФ разрешат участникам судопроизводства направлять в суд по электронным каналам связи ходатайства, обращения, претензии, представления и прилагаемые к ним подтверждения. Неукоснительное условие – визировать документы электронной подписью и подавать их через особую форму на интернет сайте суда. Изготавливать по электронным каналам связи возможно будет и судебные акты (кроме тех, что составляют государственную тайну), кроме того с неукоснительным применением усиленной опытной электронной подписи судьи либо всех участников комиссии судей. По ходатайству участников расследования судебный акт возможно будет получить по email.
Помощник министра юстиции Дмитрий Аристов, который представлял закон в государственной думе, говорил о том, что нововведения разрешат сократить периоды разбирательства дел в судах за счет уменьшения временных расходов на подачу пакетов бумаг – граждане сумеют подавать документы не только самолично и почтовой службой. Поступающая информация через интернет сайт суда будет верно защищена от хакеров, следовало из его выступления. "Помимо этого, подача обращения по электронным каналам связи в суд не освобождает гражданина от участия прямо в судейском слушании в зале суда, – озвучивал заместитель министра. – Там проверяется соотношение этого электронного документа притязаниям, выставляемым гражданином, его личности и без того потом".
Комитет по закону советовал вынести закон на второе чтение "в скором будущем", наверное, на совещании в пятницу, 25 марта. Как разъяснил парламентарий-единоросс Александр Ремезков, всего с апреля 2015 года проект предложено было дополнить 34 правками, одобрены только 29 из них, в основном занесённые главой Комитета Павлом Крашенинниковым и Главным судом РФ. "Суть правок – увеличение положения данного проекта законодательного акта, конкретизации в формулировках, которые конкретизируют текст, изымают двоякое толкование норм и согласуют их с уже актуальным на текущий момент нормативным правовым положением, и касаются частных специфических моментов", – разъяснил Ремезков. Пять отклоненных правок, он утвержает, что вносили несоответствия в закон либо были неверны в плане терминологии – в них использовались так называемые "неустоявшиеся определения".
В первую очередь, как рассказал Ремезков, предложено усилить положения проекта закона о том, что судебные акты могут быть исполнены в форме электронных документов, завизированных усиленной опытной электронной подписью. Вследствие этого в АПК РФ предложено определить, что все судебные акты должны выполняться в форме электронного документа и только при отсутствии технической возможности – на бумажном носителе. В ГПК РФ и КАС РФ кроме того предлагается предусмотреть изготавливание судебных актов как в бумажном, так и по электронным каналам связи, в случае если для этого есть техническая возможность. Наряду с этим для долгого хранения документы должны даваться на бумажном носителе.
Кроме того предложено "определить единообразное юридическое регулирование по вопросу об оповещении лиц, участвующих в деле", о ходе процесса. Для этого предполагается включить неукоснительное правило публикации на интернет сайтах судов всех актов, принятых по делу. Наряду с этим по ходатайству участников процесса документы могут быть направлены им и в бумажном виде. "Такими возможностями наделены стороны процесса начиная с 2010 года", – прокомментировал Ремезков.
Учитывая опыт арбитражных судов, предлагается закрепить в законе возможность подачи по электронным каналам связи обращений об обеспечительных мерах и приостановлении выполнения судебных актов, что комфортно в связи с короткими периодами их разбирательства. "Вместе с тем установление таких притязаний к обращениям о приостановлении выполнения решения в КАС РФ не нужно, потому, что в ч. 1 ст. 306 КАС отмечено, что суд апелляционной инстанции вправе разрешить вопрос о приостановлении выполнения решения суда даже по своей собственноличной инициативе", – рассказал парламентарий.
Закон дополнят новой ст. 10.1, которая предполагает введение изменений в ФЗ "О введении изменений в АПК РФ (в части приказного производства)" от 2 марта 2016 года. Они нацелены на обеспечение возможности выносить в форме электронного документа судебные распоряжения и исполнительные документы.
"Разумеется, что данный закон в праве на жизнь. Он окажет помощь сократить нагрузки на суды, уберет препятствия к доступу к данным документам – с ними сумеют познакомиться все стороны процесса. Ввод электронного документооборота – это важный шаг в продвижении идущих судебных реформ", – произнёс парламентарий.
С текстом проекта законодательного акта № 686611-6 "О введении изменений в обособленные законы РФ (в части употребления электронных документов в деятельности органов судебной власти)" возможно познакомиться тут.

Комментариев нет:

Отправить комментарий